?

Log in

No account? Create an account

Все интересное в искусстве и не только.


Previous Entry Share Next Entry

Болт: запрещенный балет Шостаковича



Редко увидишь оригинальный дизайн, фотографии и костюмы к балету Дмитрия Шостаковича 1931 "Болт".

Болт, написанный в 1931 году, был, вероятно, последним балетом  конструктивизма, в эру беспрецедентных инноваций в советском танце и перформансе.






Смелые проекты Татьяны Бруни и Георгия Коршикова, экспериментальная хореография Федора Лопухова, захватывающая история промышленного саботажа, написанная Виктором Смирновым и ярким музыкальным сопровождением Дмитрия Шостаковича, сделали это необыкновенное произведение угрозой для советской власти.





Первый спектакль в Ленинградском академическом театре оперы и балета в апреле 1931оказался последним. Он был обвинен в том, в нем замаскированная насмешка, ведь сюжет строится на истории о ленивом работнике, который хочет  устроить саботаж на заводе.  И прошло 74  года, прежде, чем он увидел сцену снова. Балет был реконструирован в Большом театре.





Лучше всех сюжет своего балета пересказал сам Дмитрий Шостакович: «Содержание очень актуальное. Была машина, потом испортилась (проблема изнашиваемости материала). Потом ее починили (проблема амортизации). Потом все танцуют у новой машины. Апофеоз. Все это занимает три акта...»




Отклики прессы были немедленными и отрицательными, причем балет рассматривался исключительно с идеологической точки зрения.

Г.Н.Добровольская цитирует критические статьи тех лет: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию... Танец красноармейцев – издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».




Премьера оказалась единственным представлением «Болта»: уже объявленные спектакли были заменены на «Дон Кихот». Через две недели, 21 апреля 1931 г., газеты сообщили, что «Болт» по решению руководства театра снят из репертуара, что композитор и хореограф готовятся радикально переработать балет. Но больше «Болт» на сцене не появился. Сюита из балета «Болт» была впервые исполнена в 1933.




Почувствуйте это время, разглядывая костюмы, оригинальные фотографии, представьте напряженную и не слишком дружелюбную атмосферу, в которой развивалось советское искусство.




















Т.Г. Бруни — известный театральный художник, представитель самой продолжительной художнической династии, правнучка Федора Антоновича Бруни — автора картины "Медный змей", росписи Исаакиевского собора и ректора С-Пб, Академии художеств. Ролик отсюда










Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
ariananadia December 20th, 2014
Как интересно,не знала.Благодарю.

mila_hunguide December 20th, 2014
Вот уж действительно необыкновенное произведение!

alex_samarkin December 20th, 2014
Разве его официально запрещали? Вроде бы он воспринимался, скорее, как неудачная шутка?

tanjand December 20th, 2014
Э нет! Его сняли сразу, облили возмущением в печати и запретили.

alex_samarkin December 21st, 2014
Г. Н. Добровольская
«Федор Лопухов» Л.: Искусство, 1976, сс. 196-200

...Если положительные образы главных персонажей пластически не были найдены Лопуховым, то с массой дело обстояло несколько иначе. Пусть ее разносторонняя характеристика еще отсутствовала в «Болте»: для «положительных персонажей узаконена лишь присядка, и комсомольцы, и краснофлотцы, и матросы лихо откалывают трепака» (5). Некоторые из особых черточек матросов, пластически очерченных уже в «Красном маке», были развиты и перенесены в «Болте» на комсомольцев, так как выражали общий советским людям оптимизм, энергию, «чувство локтя». Вероятно, именно это позволило одному из самых рьяных противников «Болта», Ю. Бродерсену, поставить танцы комсомольцев в один ряд с признанными им танцами текстильщиц, с музыкой Шостаковича.

В мае 1931 года встал вопрос о переработке «Болта» в соответствии с выдвинутыми по отношению к нему упреками. В связи с этим вступивший в должность художественного руководителя Театра оперы и балета С. Э. Радлов заявил: «Самый путь обновления балета настолько труден и пока мучителен, что к каждому опыту следует отнестись по возможности бережно, не для того, чтобы смазывать неудачи, но взвесить, нет ли возможности спасти и донести до зрителя лучшую часть в работе балетного и оркестрового коллектива» (6). Однако больше «Болт» на сцене не появился.

«Болт» оказался последней в 1920—1930-е годы постановкой Лопухова в Театре оперы и балета: следующая его встреча с труппой состоялась лишь в 1940 году и ознаменовалась балетом «Тарас Бульба». На рубеже 1920—1930-х годов общественность сочла, что эксперименты Лопухова формальны и идут вразрез с устремлениями времени.


1) Журнал «Бегемот» (1925, № 1), например, иронизировал по адресу Лопухова следующим образом: «Таит он истину в секрете, Он красен всюду и везде, В итоге — рос лопух в балете, А ныне вырос... на воде. Но «Красный вихрь» — плохое действо. В шитье — безвкуснейший покрой. Ужель увидим вновь злодейство — Кордебалетный Волховстрой?»
2) «Болт». Л., 1931, с. 3.
3) Б. Род. Липовый «Болт».—«Смена», 1931, № 87, 12 апреля, с. 4.
4) Э м п а. «Болт» и БОЛТливые формалисты.— «Бытовая газета», 1931, № 20, 15 апреля, с. 2.
5) Б. Род. Липовый «Болт».—«Смена», 1931, № 87, 12 апреля, с. 4.
6) «Болт» снят для переработки. – «Красная газета», веч. Вып., 1931, № 94, -№ апреля, с. 3.

Ю. И. Слонимский
«Советский балет», М.-Л.: Искусство, 1950, сс. 90-93

В 1931 году руководство ленинградского Театра оперы и балета устроило общественный просмотр первого «индустриального» балета «Болт».

В портфеле театра находилось еще несколько заготовок в том же роде, которые ждали осуществления в случае удачи «Болта». В этот момент руководство театра было, по-видимому, убеждено в правильности намеченного им пути обновления хореографии. <...>

При всем доброжелательном отношении к экспериментам в балетном театре, советская печать единодушно восстала против предложенного спектакля. Она с возмущением говорила о пасквиле на нашу действительность, на советский рабочий класс, представители которого были показаны тупыми „роботами". Натурализм эпизодов, отведенных отрицательным персонажам, производил отталкивающее впечатление. Жалкая попытка показать деятельность рабочего клуба справедливо рассматривалась как пародия. Лихая „скачка буденновцев" на стульях, искаженное воспроизведение плясок народов Кавказа, анекдотический танец авиаторов — все это свидетельствовало о полнейшем непонимании величественных событий социалистической действительности. Приспособленчество и вульгаризаторство в сочетании с невежеством царили в спектакле.

anna_cranz December 20th, 2014
Интересно , а как же до наших дней костюмы сохранились?

lahtak December 20th, 2014
Я помнится его в начале 80-х смотрел

Болт: запрещенный балет Шостаковича

livejournal December 20th, 2014
Пользователь dragonflyred сослался на вашу запись в своей записи «Болт: запрещенный балет Шостаковича» в контексте: [...] Оригинал взят у в Болт: запрещенный балет Шостаковича [...]

world_war_04 December 20th, 2014
интересный пост, узнал много нового)

(Anonymous) December 20th, 2014
Рисунки талантливой художницы вызывают только восторг.

(Anonymous) December 21st, 2014
Все им было угрозой для советской власти, во всем видели намек и подвох. Слава богу, никого не посадили.



  • 1