tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Болт: запрещенный балет Шостаковича



Редко увидишь оригинальный дизайн, фотографии и костюмы к балету Дмитрия Шостаковича 1931 "Болт".

Болт, написанный в 1931 году, был, вероятно, последним балетом  конструктивизма, в эру беспрецедентных инноваций в советском танце и перформансе.






Смелые проекты Татьяны Бруни и Георгия Коршикова, экспериментальная хореография Федора Лопухова, захватывающая история промышленного саботажа, написанная Виктором Смирновым и ярким музыкальным сопровождением Дмитрия Шостаковича, сделали это необыкновенное произведение угрозой для советской власти.





Первый спектакль в Ленинградском академическом театре оперы и балета в апреле 1931оказался последним. Он был обвинен в том, в нем замаскированная насмешка, ведь сюжет строится на истории о ленивом работнике, который хочет  устроить саботаж на заводе.  И прошло 74  года, прежде, чем он увидел сцену снова. Балет был реконструирован в Большом театре.





Лучше всех сюжет своего балета пересказал сам Дмитрий Шостакович: «Содержание очень актуальное. Была машина, потом испортилась (проблема изнашиваемости материала). Потом ее починили (проблема амортизации). Потом все танцуют у новой машины. Апофеоз. Все это занимает три акта...»




Отклики прессы были немедленными и отрицательными, причем балет рассматривался исключительно с идеологической точки зрения.

Г.Н.Добровольская цитирует критические статьи тех лет: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию... Танец красноармейцев – издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».




Премьера оказалась единственным представлением «Болта»: уже объявленные спектакли были заменены на «Дон Кихот». Через две недели, 21 апреля 1931 г., газеты сообщили, что «Болт» по решению руководства театра снят из репертуара, что композитор и хореограф готовятся радикально переработать балет. Но больше «Болт» на сцене не появился. Сюита из балета «Болт» была впервые исполнена в 1933.




Почувствуйте это время, разглядывая костюмы, оригинальные фотографии, представьте напряженную и не слишком дружелюбную атмосферу, в которой развивалось советское искусство.




















Т.Г. Бруни — известный театральный художник, представитель самой продолжительной художнической династии, правнучка Федора Антоновича Бруни — автора картины "Медный змей", росписи Исаакиевского собора и ректора С-Пб, Академии художеств. Ролик отсюда









Tags: авангард, балет
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments