tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

«Лиловый – на земле, красный – на прилавке, желтый – на столе». Пабло Пикассо

                   

Марганец черный. Желтая охра. Ультрамарин.Марена. Эти пигменты называются так маняще, так резко и элегантно, как будто в цвете больше смысла, чем просто цвет.
Уникальность названий, несомненно, побуждает нас, по крайней мере, тех, кто неравнодушен к цвету, задаться вопросом, откуда они пришли. Мы читаем рассказы о известных картинах в истории искусства, и, конечно, изредка, интересуемся происхождением названия цвета. Вот несколько историй о происхождения некоторых красок.



1.  Белила. Один из первых искусственных пигментов, известный с древних времен.

Леди Ковентри, или Мария Ганнинг, была признанной красавицей своего времени. Каждый день она пользовалась вязкими белилами и красными румянами. В то время это было модно. Но ее муж терпеть не мог, когда Мария накрашивала свое лицо, и пытался остановить ее, но для нее на первом месте было тщеславие. Возможно, ей стоило бы послушать его. Леди Ковентри умерла в возрасте 27 лет из-за чрезмерного использования макияжа, в который входил свинец.


                                             


Самый старый, наверно, способ изготовления краски - голландский: Свинец, тонко нарезанный и свернутый в спираль, помещают в глиняные, с глазурью внутри, горшки, на дно которых наливается небольшое количество уксусной кислоты. После закатываются свинцовыми пластинами и закапываются в лошадиный навоз на 10-15 дней. Навоз начинает перегнивать, выделяя углекислоту, которая входит в реакцию с парами уксуса, вследствие чего происходит переход металлического свинца в основную углекислую соль в виде белого налета. С возрастом темнеет.
Цвет можно увидеть во многих голландских портретов с 17-го века - пигмент, который дает чувство света особым эфирным свечением.


               

2.  Chrome цвета. Об этой краске можно написать очень много!

Оксид хрома CrO — взаимодействует с кислотой: Хромат свинца — желтый крон — используется в качестве пигмента при изготовлении желтой краски...
В 1761 профессор химии Петербургского университета Иоганн Готтлоб Леман у восточного подножия Уральских гор на Березовском руднике обнаружил замечательный красный минерал, который при измельчении в порошок давал яркую желтую окраску. Обработав кристаллы соляной кислотой, он получил белый осадок, в котором обнаружил свинец. Леман назвал минерал сибирским красным свинцом, теперь известно, что это был крокоит (от греческого "krokos" — шафран) — природный хромат свинца. Винсент Ван Гог был поклонником хромированных цветов.


                 


Существует несколько предположений о происхождении сильной любви Ван Гога к желтым краскам.

В Париже Ван Гог очень много пил. Было установлено, что в абсенте содержится сильное галлюциногенное вещество туйон, образующееся в высоких концентрациях при получение экстракта полыни, к тому же туйон обладает нейротоксическим действием.

Доктор Пол Вульф из Калифорнийского университета сделал предположение, что именно из-за пристрастия к абсенту в картинах Ван Гога так много желтого цвета, при передозировке туйон способен изменять восприятие цвета.

Второе предположение: Наперстянку - ценное лекарственное, но ядовитое растение - издавна называли травой - "цветообманом". В середине XX столетия было научно доказано, что передозировка дигиталиса вызывает цветоаномалии: в восприятии мира желтый цвет обретает удивительную эмоциональную силу. Исследователь Пол Вольф полагает, что Винсент Ван Гог, принимавший препараты из наперстянки в течение нескольких лет, видел окружающую жизнь в солнечных красках.




И все-таки ярким желтым тонам однажды он противопоставил свои эпические "Ирисы".
Ужасающий факт: Во время одного из психического обострения болезни Ван Гога, его нашли с трубкой, набитой желтой краской во рту.

Винсент Ван Гог 1853-1890, Ирисы, 1889 Холст. Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти.




3. Знаменитые французы - братья Люмьер Огюст и Луи в 1903 году изобретают и в 1907 году выпускают на рынок новый процесс для получения цветных фотографий – «Автохром».  Используя картофельный крахмал, они создали первые цветные фильтры.
Они нуждались в очень насыщенных тонах, которые не исчезали бы во время экспозиции, и в результате были запатентованы: Синий (используется в Голубой Кюрасао), тартразин (желтый) и бенгальский розовый (розовый).
(Сергей Прокудин-Горский (русский, 1863-1844), бухарский эмир, 1911 Библиотека Конгресса LC-DIG-prokc-21886.)

                     
Гравированный портрет Aurelain, римской, 260-280. Аметист

4. Легенда гласит, что первыми открыли пурпур финикийцы, само название страны «Финикия» восходит к греческому  — красный, багряный.

Собака пастуха царя Фоиникса, который правил в городе Тире во втором тысячелетии до нашей эры, однажды на берегу разгрызла выброшенную морем раковину – и тут же ее морда окрасилась в яркий красный цвет!

Когда римляне завоевали греки, они импортируются в Риме тонн пигментов и красителей. Их любимые краски – пурпур и фиолетовый.  Оттенок сделаны из мацерированных ферментов малого моллюсков - пурпура - которые стали высокой моды и искусства из основных продуктов. В течение некоторого времени, фиолетовый употреблялся только для окраски одежды римских правителей и высшего класса. Забавный факт: при изготовлении пурпура стоит ужасный рыбный запах, так что чаны, используемые для приготовления пигментов,  были размещены за пределами городских стен.


                     

Ткань, окрашенная пурпуром, стоила огромных денег. Так, 1 кг тирской шерсти, окрашенной дважды, стоил 2 тыс. динариев! Дело в том, что для производства 1 г краски требовалось около 10 000 раковин моллюсков. В центре города Сайда до сих высится холм высотой в 45 и диаметром в 100 м, целиком сложенный из добытых в древние времена раковин.



               

5.  Киноварь, иначе сурик - "яркий, блестящий, оранжево-красный минерал" добывается из ртутной шахты в центральной Испании, также называется "кровь дракона". Киноварь - распространенная руда ртути.

Ее использовали как краситель с доисторических времен вплоть до второй половины 19 века. Такая симпатия объяснялась яркостью краски, а вот стойкой киноварь не была - чернела на воздухе.

Особую распространенность ртуть и киноварь как ее основная руда получили во время расцвета алхимии в Европе, 13-15 веках. Ртуть тогда стала символом поиска бессмертия и являлась необходимым компонентом исследований любого уважающего себя алхимика.


Стоит ли упоминать: алхимики редко доживали до 30 лет и у многих из них наблюдались по свидетельствам современников признаки отравления ртутью - а чаще нескольких отравлений сразу, с множественными симптомами.

Древние китайцы и римляне производили, наряду с суриком, еще более яркий оранжевый цвет, который можно увидеть в картине Святого Луки выше. Забавный факт: индийские картины, написанные с использованием этой оранжевой краски, называли «миниатюры» не потому, что они были маленькими, но из-за сурика! Святой Лука, с евангельской книги, Эфиопии, о 1504-5. Темпера на пергаменте. 16 в. Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти.





6. Розовый цвет имеет происхождение, которое восходит к  периоду времени, отмеченныму желанием Европы скопировать «белое золото» - фарфор Китая, который был настолько дорогим, что купить и транспортировать его в Европу стоило состояния. "Meissenware" в конечном счете спас, подражая китайскому фарфору так эффективно, что стал любимым у любовницы короля Людовика XV, мадам де Помпадур. Ей особенно понравился богатый ярко-розовый цвет, позже он стал известен как "розы Помпадур" или "Помпадур розовый." Он был изготовлен путем смешивания золота, стекла и царской водки.

1757 год. Мягкий фарфор, розовый цвет земли, полихромная отделка эмалью, и позолота. Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти.


               


7.  Марена красная. Ее можно увидеть на ранних гобеленах, сделанных для короля Людовика XIV в 17 веке. Этот красный цвет был создан из смеси кошенили и ближневосточного корня розового кустарника, названый "безумный".
Марена - древнейший натуральный красный краситель для тканей. Например, во время раскопок пазырыкской культуры на Алтае (VI-III вв. до н.э.) была найдена очень красивая женская юбка, сшитая из полос ткани, окрашенных мареной в разные оттенки красного и розового. В Др. Руси красный цвет был очень популярен и одним из наиболее доступных красителей была марена.
Кроме того, это один из самых простых в обращении натуральных красителей, дающих насыщенный яркий цвет.



                 




8. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер был сторонником "Пан красок", которые были - по сути - красками, которые не высыхают, поскольку в них есть глицерин. Один из его цветов был индийский желтый, оттенок, который получали из мочи коров или буйволов, накормленных листьями манго. Их моча собиралась в ведра, добавлялась в глину и скатывалась в цветные шарики.  Прозрачный желтый можно увидеть на полотнах Тернера. (Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (британский, 1775-1851), Современный Рим-Кампо Vaccino, 1839 Холст, масло, 36 1/8 х 48 ¼ в. Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти. 2011.6.)


                 

«В течение долгого времени ни в Англии, ни во многих районах Индии никто не знал, из чего производят так называемый «индийский желтый». В XIX веке в Лондон из Калькутты доставляли время от времени небольшие посылки, защищенные кучей печатей, на имя известных производителей краски, таких как Джордж Филд или господа Винзор и Ньютон. У всех, кто нюхал содержимое посылки, возникал резонный вопрос – что это? Одни предполагали, будто моча змей, другие высказывали догадку, якобы желтый пигмент производят из внутренностей животных, а немецкий ученый В. Шмидт в 1855 году авторитетно заявил, что это моча верблюдов, которых выкармливали манго. Джорджу Филду краситель не особо нравился, и не только из-за странного запаха – краска быстро тускнела. Филд, как и Шмидт, пришел к выводу, что пигмент выделяют из мочи верблюдов.

В один прекрасный день 1883 года в Лондонское общество искусств доставили письмо из Калькутты от некоего мистера Мухарджи. Этот джентльмен исследовал «индийский желтый» по просьбе эксцентричного, но весьма делового директора Королевских ботанических садов сэра Джозефа Гукера и теперь якобы мог раскрыть секрет красителя. Господин Мухарджи сообщил, что недавно побывал в местечке, где производили краску, и видел процесс своими глазами. То, что достопочтенные джентльмены прочли в дневнике Мухарджи, шокировало их, поскольку оказалось, что «индийский желтый» действительно производят из мочи, но не верблюдов, а коров, которых выкармливают листьями манго. По словам Мухарджи, он видел, как коров потчуют листьями манго, а потом они мочатся в ведра. Выглядят такие коровы не самым лучшим образом и быстро погибают». Виктория Финли: «Тайная история красок»


                   


9.  На латыни каракатиц называют Sepiida. Отсюда произошло название коричневой краски, на языке художников оно звучит похоже - "сепия".
Еще одной альтернативой монохромного портретного жанра была ручная роспись фотографии, которая была трудной задачей. Для этого использовали сепию, чтобы сделать разнообразным тональность серого фона. (Антуан Claudet (французский, 1797-1867), Портрет девушки в голубом платье, о 1854 дагерротип, ручной раскраски, 2 ½ х 2 1/16 в. Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти.)


               

10.  За лиловый краситель мы можем поблагодарить химика Уильям Генри Перкинса. Он искал лекарство от малярии, и в ходе экспериментов, он заметил "странно красивый цвет", который окрашивал колбы. Это цвет был мягкий вариант фиалки, который первоначально назывался «Tyrian фиолетовый». Вскоре он изменил его на лиловый.


материалы по теме: (1) (2) (3)


Tags: интересное, история красок
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments