tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Выражения ритма и цвета. Человек, который помог построить модернизм, Уильям Моррис (1834-1896)



Был ли Уильям Моррис великим дизайнером? Или просто отцом цветочных обоев? Было его социалистическое видение жизни нечто большим, чем ностальгия по средневековым навыкам ремесел?

Его связи с князем Кропоткиным, российским анархистом, и его влияние на британских радикалов из П. Томпсона – это, конечно, левые  убеждения, но ни в коем случае не марксистские,  а скорее, утопические, с Марксом Моррис был категорически не согласен по многим вопросам. Его убеждения - о равенстве женщин, сохранении национального наследия и охране окружающей среды.





Согласно Моррису, стремительно развивающееся фабричное производство, направленное на максимальное извлечение прибыли, обезличивало все – и товары, и производителей, и потребителей. Свой идеал поэт и художник видел в Средневековье, в гармоничном сочетании ручного физического и интеллектуального труда ремесленников на мануфактурах.





Он был основателем Движения искусств и ремесел (Arts & Crafts). Основная идея Морриса и его сотрудников состояла в том, чтобы объединить изящество формы, простоту отделки и функциональность каждого предмета декоративно-прикладного искусства.




В 1861 году, с группой талантливых друзей (среди них Эдвард Бёрн-Джонс, Филипп Уэбб и Данте Габриэль Россетти) Уильям Моррис создал компанию по производству красивой мебели ручной работы. Его первые обои созданы в то время. Удивительный перечень приобретенных навыков. Для печати на тканях пришлось научиться искусству резьбы на деревянных блоках и технике естественной окраски тканей, которая исчезла много лет назад и вновь была восстановлена и обновлена.





Он научился вышивать антикварными швами; он узнал о ткачестве из старой французской книги и на созданном ткацком станке в своей спальне, очень рано, каждое утро учился работать. Всего за три месяца — 518 часов — он завершил свой первый дизайн гобелена. Моррис продолжал писать всю свою жизнь: поэзия, социалистические учения и очаровательные рассказы, которые повлияли на творчество Толкиена.


Уильям Моррис родился в 1834 г. Его семья, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни.





Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его жизнь. Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты.
Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера.

Моррис получил классическое образование в Марльборо и Оксфорде. В 1856 году он под влияньем Д.Г.Россетти увлекся живописью и примкнул к Братству прерафаэлитов.
Но  художником он был средним, и сам признавал это. Из его картин, в сущности, известна только одна - Гвиневера (1858)




Джейн Берден (муза прерафаэлитов), позировавшая для этой картины, в 1859 г. стала его женой.

Они переехали жить в знаменитый теперь Красный дом (Red  House), превратившийся в место сборов  общины  художников-единомышленников.





Красный дом – один из первых образцов архитектуры “Движения искусств и ремесел” – был построен архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть Лондона). Моррис с друзьями-художниками пытался превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
(Большая фото Красного дома – первая в посте)




Интерьер в стиле Морриса

Развивая эксперимент, начатый строительством Красного дома, Моррис в 1861 году основал фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая занималась любыми видами дизайна. Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию Средних веков и выпускали обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы.





Так, например, выглядела мебель – простая, без излишних украшений, но удивительно элегантная "под старину".

 

Витражи Морриса



Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что "он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек".

Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим.





"Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко" не распалась со смертью своего основателя, а просуществовала до 1940 года, оставаясь ведущей в своей нише. Именно стиль прерафаэлитов способствовал возникновению модерна во всех его ипостасях, ар-деко и многих других направлений декоративно-прикладного искусства.




Дизайнерские идеи Уильяма Морриса и его сотрудников живы до сих пор. И в наши дни эскизы художников используют в производстве обивочных тканей, портьер, обоев и подарочной упаковки.
Салфетки для стола, чайная посуда и кухонные полотенца – знакомые узоры можно найти на всех этих вещах.









Гобелен Морриса



William Morris's Daisy wallpaper



материалы по теме:  (1) (2)  (3)


Tags: декоративно-прикладное искусство
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments