tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Семья взаперти, суррогат любви

                   


Многие любят блошиные ярмарки. Для антикваров они просто необходимы, а иногда и «Клондайк». На одной из таких ярмарок агент по торговле произведениями искусства Марион Харрис увидела коробки, в которых находилось 15 разобранных гипсовых кукол и около 200 черно-белых фотографий — тоже с куклами. Она была поражена выразительностью фигурок и той мощной притягательностью, которой обладают  работы, сделанные с настоящим, неоспоримым талантом.


             


Она выяснила, что все коробки из дома покойного Мортона Бартлетта — графического дизайнера, оформлявшего рекламные каталоги для бостонской фирмы игрушек M. Scharf and Co.
Повинуясь инстинкту, Марион Харрис купила все. Дома она обнаружила, что ее приобретение состоит из 15 кукол, размером в половину настоящей величины. Они были бережно завернуты в старые газеты и упакованы в самодельные деревянные ящики. Три изображали мальчиков приблизительно 8 лет, остальные - девочек в возрасте от 8 до 16-ти.


                                                   

Так Харрис открыла миру великого кукольника. Случилось это в 1993 году.

С этого момента куклы стали звездами в мире непрофессионального искусства, а их создатель, бостонский фотограф и график Бартлетт был признан гением - самоучкой. Коллекционеры и музеи мечтают заполучить его фотографии.


                                                           


На протяжении 27 лет, с 1936 года по 1963-й, все свободное время Мортон Бартлетт тратил на кукол: лепил, раскрашивал, одевал, фотографировал в разных образах, а затем заботливо оборачивал в бумагу и складывал в коробки — все это втайне от кого бы то ни было.


                                                           

Из-за того, что его куклы изображали детей, Бартлетта посмертно пытались окрестить извращенцем и педофилом, но растущей славе это не помешало: теперь о нем снимают фильмы, его выставки проходят в самых авторитетных музеях мира а среди его поклонников — братья Чепмен, назвавшие свою скульптуру 1995 года "The Zygotic Sculptures" оммажем Мортону, и Джон Зорн — владелец самой большой частной коллекции его работ.


                                                           


Его жизнь не была такой драматичной, как жизнь других представителей аутсайдерского искусства. Он учился в Гарварде (хотя и не закончил его из-за финансовых трудностей, вызванных Великой депрессией), служил в армии, а после Второй мировой войны работал графическим дизайнером и фотографом в Бостоне — Бартлетт оформлял каталоги для дистрибьютора детских игрушек M. Sharf and Co.


                                                           

Однако, как и многие другие художники-аутсайдеры, он был одержим тайной страстью.

                                                 


До сих пор остается загадкой, что именно побудило Мортона Бартлетта создавать исключительно реалистичных кукол, наряжать их и снимать в навевающих ностальгию сценках. Тем не менее, скульптуры Бостонского фотографа были признаны настоящими произведениями искусства.


       


Бартлетт родился в Чикаго. В 8 лет он осиротел и вскоре был усыновлен богатой супружеской парой Бартлетт. С 1928 по 1930 он учился в Гарварде. Покинув колледж, он перепробовал множество занятий, и остановился на карьере свободного фотографа и графика - дизайнера.


                                     


Бартлет создал своих кукол в промежутке между 1936 и 1963 годом. В среднем он делал по одной кукле в год - полтора. Он пользовался анатомическими справочниками и медицинской литературой, чтобы добиться анатомической достоверности и точности во всех деталях, и собственноручно изготавливал для них парики и шил платья. Среди его бумаг обнаружены зарисовки, похожие на копии с журналов мод для детей. Сделанные им снимки удивительно динамичны. Многие сценки существуют в нескольких вариантах освещения или обстановки.


                                               
В 1962 году статью о его работе опубликовали в Yankee Magazine, это произошло благодаря его соседу, Халилю Джебрану (1922-2008), который подружился с Батлеттом и и очень хотел рассказать миру о том, что увидел в доме друга.

Даже одна эта статья была камнем, брошенным в тихую заводь. Появились и другие жуналисты с интересом к его жизни. И в 1965 году Батлетт расчленил скульптуры, упаковал их в газеты и коробки, отправив в запираемый шкаф своего дома.

Их создатель никогда больше не возвращался к ним и к кукольной теме в своем творчестве.


                             


Он в итоге оставил миру подлинные произведения искусства.


                                           


До наших дней дошло пятнадцать фигурок — многие  обнажены, и, кстати, друзья художника отвергают предположения о том, что Бартлетт был педофилом, и утверждают, что он пытался создать для себя «семью», которой у него никогда не было.





Он построил свой ​​собственный мир - виртуальный семьи, в нем ему было комфортно и спокойно, и, наверно, рождались фантазии, где каждой фигурке отводилась «семейная» роль. Мортон Бартлетт всю жизнь прожил и умер холостяком.


                                           

               

                                                         

                                                                       

                                                     

             

                                                                                           



                                                   

по мотивам

Tags: аутсайдеры, куклы
Subscribe
Buy for 100 tokens
Я, например, удивился не тому, что "Слугу народа" убрали из эфира. Я удивился, когда узнал, что этот сериал в эфир поставили. На какое-то мгновение возникло впечатление, что: - или руководство канала ТНТ не очень понимает, в какой стране и в какое время мы живем; - или оно вдруг…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments