Все интересное в искусстве и не только.


Previous Entry Share Next Entry

Поощрение и предубеждение




Хочу показать работы одной из самых известных женщин-художниц восемнадцатого века. Женщина-художница этого времени явление само по себе незаурядное, а обладающая таким талантом – просто выдающееся. О ней много известно, и немалую роль в этом сыграли ее мемуары. Красивая, успешная, талантливая, но счастливая ли? Наверно, в то время женщине нелегко быть счастливой, но она, Виже-Лебрен, испытала счастье в творчестве.

Ее называли «Художник красоты и ее воплощение».


Придворная художница. Она была знакома и писала портреты Марии-Антуанетты,  последнего из Польских королей Станислава Понятовского, Голланского короля Виллема I и многих других членов королевских и императорских фамилий.
Ее кисть запечатлела очень многих знаменитых людей 18-го столетия. За свои 86 лет жизни эта женщина была избрана в Академию художеств очень многих стран.




16 апреля 1755 года в столице Франции, Париже родилась девочка Мари Элизабет Луиза Виже. Родителями этой в последствии знаменитой художницы были посредственный художник – отец, написанные им портреты, так и не прославили его и парикмахер – мать, которая изготавливала парики, модные в те времена. Дитя взяла у каждого из родителей самое лучшее, от отца способности и неувядающую любовь к искусству, а у матери – красоту.

Девочка уже с детства интересовалась живописью и проявляла талант в данной области. Как и следовало ожидать, первым учителем юного дарования стал отец. Возможно, отец Мари-Луизы и не обладал великим талантом, однако не отбил у дочери, «своей отеческой заботой», тягу к искусству, а наоборот привил навыки, которые впоследствии привели девочку к славе.





Отец очень гордился успехами дочери и предрекал ей известность и успех на выбранном поприще. Заботливые родители Мари-Луизы отправили ее в монастырскую школу, где она не проявляла интереса к истории и грамматике.

Девочка была увлечена только рисованием. Об этом свидетельствуют рисунки на полях книг. В 9 лет (по некоторым источникам в 12 и 13 лет) умер ее отец, от роковой случайности. Он подавился рыбной костью (по другим данным — от тяжелой болезни).





Девочка осталась без отца и учителя, но, несмотря на эту потерю, она продолжала учиться рисованию и живописи.

По некоторым источникам уже к 15 годам у начинающей художницы была своя мастерская, которая была закрыта из-за отсутствия патента. К сожалению Мари-Луиза так и не получила надлежащего ее таланту образования, ей пришлось зарабатывать самой.




Талантливая художница уже к столь ранним годам имела известность и ее мастерскую, по сути закрытую только формально, посещали знаменитые люди тех лет. В 19 лет Мария Элизабет Луиза превратилась в настоящую красавицу и стала членом академии Святого Луки (объединение парижских живописцев).

Мать нашей героини, после смерти мужа через год вновь вышла замуж. Супругом ее стал ювелир Эбер (по другим источникам, Жан-Франсуа Ле Севр), услугами которого пользовался королевский двор. Напряженные отношения в семье заставляли Мари-Луизу работать «не покладая рук».

Красивая внешность юной падчерицы привлекали супруга матери и та, воспользовавшись своей властью и желанием дочери покинуть «отчий дом», в 1775 году, 7 августа (по другим источникам в 1776 году) выдала ее замуж за торговца картинами по совместительству гравера и живописца.




Брак был неудачным.

Дела торговца к моменту женитьбы были расстроенными, торговля не приносила прибыли и ловкач, просто «свесив лапки» стал жить за счет таланта и трудолюбия своей жены. Этот «пустой» человек имел одну страсть, которая приковала его к себе, не отпуская ни на минуту. Жан-Батис был игроком. И этим все сказано.

Таким образом он проигрывал все, что жена зарабатывала, а когда доходы жены не могли окупить «увлечение» мужа, то накапливались долги. Таким образом Лебрен бессовестно «грабил» молодую жену, предоставив ее самой себе, тем самым давая ей полную свободу действий.

Единственное счастье, которое он сумел принести ей — это дочь Жанна Луиза Жули, которая родилась в 1780 году. Мари-Луиза обожала дитя и боготворила, свидетельством этому является автопортреты художницы с дочерью.

Счастье в браке женщине заменила работа. Совершенствование способностей и общение с образованными, чаще всего, светскими людьми. Благодаря чему художница имела широкую практику среди аристократов и влиятельных людей.




Связи мужа помогли Мари-Луизе и тем самым усилили ее популярность в среде французской знати.

На столь яркое дарование обратила внимание и сама королева, пригласив Мари-Луизу во дворец в Версале, для того, чтобы та написала ее портрет. Королева осталась довольна работой художницы и на Мари-Луизу с удвоенной силой посыпались заказы со стороны королевы (художницей написано более тридцати портретов королевы) и ее приближенных.

Через год после рождения дочери чета Лебрен отправилась за границу, где были написано ряд портретов королевских особ, общественных деятелей и просто знаменитых людей.

В 1783 году художница Виже-Лебрен была избрана академиком Королевской Академии живописи и скульптуры, и поводом послужила живописное полотно «Мир приносит благоденствие». Но есть мнение, что на самом деле на решение Академии повлияла королева, так как госпожу Виже-Лебрен не хотели принимать в академики из-за ее мужа, торговца картинами.




После принятия в Академию — она признанный во Франции художник и у нее есть право выставлять свои произведения в Версале.

Королева продолжает проявлять милость к портретистке и одаривает ее своим вниманием и дружбой. Обе девы были ровесницами, красавицами и обе были молоды, любили петь дуэтом и музицировать, гулять и путешествовать. Не далеко, не покидая Париж.

Но это не все. Королева своей властью присвоила Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен титул первой личной портретистки королевы.
Но зависть, следовавшая за талантливой художницей, порождала много слухов и клеветы.
Нередко недоброжелательство к королевской любимице превращается в откровенную травлю. Не мешает этому и десятилетняя дружба с королевой, наоборот только способствует.




Прерывает этот поток зависти и клеветы, срочный отъезд Мари-Луизы за границу. В спешке, налегке она покидает Францию вместе с дочерью, ибо языки пламени предстоящей революции вот-вот готовы были вспыхнуть по всей стране. Тогда еще, Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен не ведала, что покидает Родину, на долгих 12 лет. Драгоценности и имущество она оставила на попечение мужа, который естественно все спустил в кратчайший срок.

Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года.

Везде принимали ее с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители художеств окружали привлекательную артистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву.





Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной работы, находящийся доныне в зале заседаний академического совета.




Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости.

По списку, составленному ею самой, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.




Recent Posts from This Journal

  • Привет от Северной Кореи

    Мороз по коже от просмотра этих плакатов. Выполнены профессионально, но сколько ненависти и агрессии! Мир живет себе в обычном ритме, люди ездят…

  • Черти в искусстве

    Чертей издавна изображают все виды искусства. Чертей рисовали ужасных, в отвращающем, пугающем облике, чтобы люди сразу проникались идеей: вот…

  • Два близнеца, одна карьера, Анна и Елена Балбуссо

    Иллюстраторы Анна и Елена Балбуссо завоевывают международное признание, работая вместе. Идентичные б лизнецы Анна и Елена Балбуссо признанны…

  • Можете ли вы найти себя в этих стереотипах?

    Будь ваш стол грязным или аккуратным, ваши стены украшены плакатами поп-культуры или аккуратно оформленными художественными произведениями, вы…

  • Любовь, предательство, КГБ и смерть

    Если вы думаете, что супермодели — это только западная фишка, то вы ошибаетесь. В Союзе они тоже были. И, как часто бывает в этой…

  • Разное

    'Young Woman Holding a Black Cat' by Gwen John, Tate Что больше дар, чем любовь кота. - Чарльз Диккенс. Немного не слишком известных у…

  • Ведьмы прерафаэлитов

    Идея женщин как разрушительной силы повторялась в живописи прерафаэлитов. Художники в прямом смысле изображали женское зло или амбивалентность.…

  • «Время любви и войны»: удивительное цифровое искусство Ван Линг

    Ван Линг (также известный как WL OP), любитель цифрового искусства, художник, рожденный в Китае. Рисует иллюстрации к рассказам о…

  • Птички и лисички от Annatomix

    Annatomix , художник-самоучка из Бирмингема, Великобритания, вдохновленная оригами, пишет геометрических животных на материалах всех размеров и…


Buy for 120 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
mookee May 12th, 2016
тут конечно мало ее работ, но у половины модедель фактически идентичное выражение лица, причем как у женщин, так и мужчин

evgenyart May 12th, 2016
Очень люблю эту художницу - она чудо))

edwina280397 May 12th, 2016

Очень интересно, спасибо! *крАтчайший)


tanjand May 12th, 2016
Спасибо!

(Anonymous) May 12th, 2016
Прекрасные картины ! Особенно понравилась девочка , смотрящая в зеркало , дочка художницы ! ( Л )

oks_umoronchik May 12th, 2016

На стенах кабинетов и гостиных героев "Войны и мира", героев повестей А.С.Пушкина висели фамильные портреты, "писанные Виже Лебренью". И все дамы были на них чудо как хороши...


федя

(Anonymous) May 13th, 2016
какой талант и красота портреты как живые у нас тоже много художников рисовали портреты вождей но до старости и в почете не все доживали так как новый вождь обычно обгаживал предыдущего вождя и его портреты

Поощрение и предубеждение

livejournal May 15th, 2016
Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Поощрение и предубеждение» в контексте: [...] Оригинал взят у в Поощрение и предубеждение [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account